Это знакомая тенденция, которая произошла в коммуникациях (Интернет), теперь идет в энергетике (вспомним о солнечной энергии), производстве (3D-печать) и финансах (криптовалюта) — власть и контроль перемещаются в руки одного человека, а не центра в лице национального государства.
Это имеет огромные последствия для центральных банков, которые позволяют национальным государствам сохранять монополии на выпуск монет и суверенных облигаций. Связь и производство хотя бы не являются основной деятельностью банков, а вот криптовалюты и первоначальные предложения монет (ICO) попадают в круг их интересов.
В этих системах центральные банки не выпускают законные платежные средства. Скорее, майнеры и разработчики теперь контролируют выдачу токенов. Ранее у банков была лицензия на хранение, отправку и расходование валюты, нынче разработчики кошельков, обменники, биржи предлагают те же функции.
Идет валютный ренессанс, подъем, расцвет криптовалют, и центральные банки изучают виртуальные монеты. Одни организации более открыты для новых веяний, другие упорствуют.
Сингапур присматривается к децентрализованным технологиям в бухгалтерии для урегулирования трансграничных транзакций в режиме реального времени, Банк Англии экспериментировал с Ripple. Центральные банки даже стремятся создать собственные версии цифровой валюты, а-ля крипторубль.
Тем не менее, центральные банки недостаточно хорошо разбираются в криптовалютной экосистеме.
На самом деле, есть 10 веских причин, по которым большинству центробанков криптовалюта окажется непосильной. Несомненно, небольшое число перспективных (и действующих) банков будет поддерживать конкуренцию с растущими криптовалютами и ICO. Тем не менее, большинство из них будет поддаваться комбинации следующих факторов:
1. Новый персонал
Центральным банкам необходимо привлечь и удержать новые таланты, которые позволят им справиться с новыми требованиями к открытости и прозрачности, а также со стремительно меняющимися технологиями.
2. Медленное принятие решений
Принятие решений в центральных банках — то еще хождение по мукам. Решения требуют нескольких месяцев из-за раздутой иерархии работников.
Рабочим группам необходимо собрать кипы документов, которые должны быть рассмотрены и подписаны всеми сторонами, прежде чем они смогут перейти к главам департаментов или заместителям губернаторов.
3. Слишком мало технологов и новаторов
Академики задумываются над концептуальными проблемами, экономисты делают интерпретации из данных, тогда как политики и регулирующие органы рассматривают причины и следствия принятых законов.
Тем не менее, технари обычно не берутся в расчет, когда речь заходит о политических и экономических решениях в отношении валюты.
4. Страх экспериментов
Хотя некоторые центральные банки участвуют в экспериментах, существует опасение перейти от концепции к пилотной фазе.
Это естественно, ведь если банк допустит ошибку, он жертвует репутацией, которая является его краеугольным камнем. Существует также беспокойство касательно того, как обернется законодательное регулирование криптовалют и новых технологий.
5. Отсутствие общей картины
Центральные банки похожи на конгломераты, поскольку у них несколько разных отделов, от которого требуется разный результат на выходе.
Эти различия затрудняют подход к новой технологии, например, криптовалюте, потому что она не соответствует только одному направлению.
Основные отделы и направления перечислены ниже:
- Банковский надзор
- Управление валютой
- Финансовые рынки
- Национальные платежи
- Исследования
6. Покупка и построение подхода
Большинство центробанков не имеют существенных возможностей для разработки программного обеспечения. Поэтому любому новому проекту понадобится сторонняя технология. Существует острая нехватка подкованных банкиров, которые могут рассказать о дереве Меркла или использовать его.
7. Застой
Большая часть работников банков — карьеристы. Там не поощряется желание изменений и рвение к ним. Часто они считаются угрозой для рабочих мест, а это сразу имеет статус-кво.
8. Действующие отношения
Центробанки находятся во взаимосвязи с другими банками. Эти отношения построены весьма изощренно. Изменять что-то, включать в них новые стороны и прочее — нелегкая задача.
9. Межправительственное регулирование
Межправительственные ведомства, которые рассматривают валютные вопросы, охватывают казначейство, финансовую разведку, органы по управлению финансовыми услугами, центральный банк, налоговая и подразделения секретной службы. У каждого из этих участников цепи могут быть разные правила и правовые базы, которые перекрывают привлечение криптовалюты и ICO.
10. Международное регулирование
На международном уровне национальное государство должно получить добро от множества организаций, таких как G20 или G7, Международный валютный фонд (МВФ), Банк международных расчетов (BIS), Целевая группа по финансовым мероприятиям (FATF) и Интерпол. Международное урегулирование часто требует длительных дипломатических переговоров и несогласованных повесток дня.
Мнение Eugéne Etsebeth, экс-банкира центробанка, который руководил направлением виртуальных валют.