Технология блокчейн в транспортной логистике

243
Просмотры
Технология блокчейн в транспортной логистике

Криптовалюты стали самым ярким проявлением технологии блокчейн. Но не смотря на их доминирование, сама технология готова протестировать другие сферы глобальной индустрии: от агрокомплекса до искусства. Так, блокчейн в транспортной логистике — еще одно перспективное направление. Оно стремится изменить цепочку поставок, то, как товары от производителя доходят до конечного потребителя.

Грузоперевозки — сложная отрасль. Самые разные виды транспорта колесят (и летают) по планете, чтобы доставить различную продукцию. Самая крупная доля принадлежит судоходству, с помощью морского сообщения перевозится около 90% всех товаров, особенно касается продовольствия.

Возможность использования блокчейна может потенциально изменить парадигмы, принятые в этой сфере. Через блокчейн и смарт-контракты можно управлять сложной глобальной торговой сетью путем создания единого, прозрачного источника информации. Логистика на блокчейне будет стимулировать конкуренцию, эффективность и меньшие ошибки. Стоит заметить, что главная идея — единый достоверный центр и снижение комиссий. Конечно, это можно сделать без блокчейна, объедением всех участников в единую базу, но децентрализация и здесь кажется разумным решением.

Исторический пример: контейнеры как протокол?

Технология блокчейн в транспортной логистикеСпросите любого в индустрии судоходства, и он расскажет о важной роли контейнеров в том, как товары путешествуют по всему миру. Когда морской контейнер для интермодальных перевозок (за перевозку ответствено одно лицо) в середине XX века обрел универсальный вид, это позволило использовать одну и ту же тару и на корабле, и в грузовике, и в поезде в любой точке мира. Раньше контейнеры были разных размеров. Груз часто приходилось перекладывать, когда менялся способ перевозки. С изобретением стандартизированного гофрированного металлического контейнера такой необходимости не стало. Также такие контейнеры смогли складывать вместе для компактности. Интермодальный контейнер создал протокол для судоходной отрасли. Изменения были революционными. Доставка стала намного эффективнее. Кроме того, передачи груза между перевозчиками стали проще. Легче отслеживать стандартный контейнер, чем случайную упаковку.

Блокчейн как протокол

Такой же уровень преобразования в логистике может вызвать новый цифровой протокол. Как и транспортный контейнер, блокчейн может сделать операции более эффективными, стандартизировать передачи грузов и позволить отправителям и получателям отслеживать свои заказы в режиме реального времени.

Многие из крупнейших компаний в области судоходства и грузоперевозок присоединились к Транспортному альянсу на блокчейне. Его цель — создание стандартов для блокчейна в области перевозок. Эти компании признали потенциал блокчейна и жизнеспособность его использования в своей отрасли. Рано или поздно он станет отраслевым стандартом, поскольку повышение эффективности с его помощью трудно игнорировать.

Документооборот логистики на блокчейне

Один из ключевых компонентов судоходной отрасли известен как коносамент. Этот термин обозначает соглашение, которое определяет, какая компания несет ответственность за товар во время транспортировки в любой момент времени. Коносамент устанавливает условия транспортировки и доставки товара.

Логистика на блокчейне ведет учет коносамента и истории передачи груза. Когда транспортная компания подписывает документ, принимая груз для дальнейшей транспортировки, этот шаг может быть записан в блокчейн. В прозрачной системе эта запись доступна любому участнику системы.

Когда с грузом какие-то проблемы, поставка задерживается из-за сообщения о сложностях, с этим связаны временные траты. Соглашения о доставке могут быть сложными. Они могут быть объединены вместе или переданы подрядчику, а эти звенья цепи удалены друг от друга настолько, что компания, которая отвечает за отгрузку, ничего не знает о человеке, который заплатил за услугу. Это означает, что в случае возникновения проблемы, уведомление затягивается. На блокчейне все стороны теоретически могут видеть цепочку перемещения товара. По записанным в систему данным можно быстро определить, когда что-то пошло не так.

Скорость и удобство в маршрутах

Скорость маршрута — это еще одна огромная возможность для децентрализации. Вместо того, чтобы соглашаться на неэффективные маршруты, когда судоходные компании пытаются заполнить большие партии на своих линиях, более мелкие компании могут предоставить более выгодный маршрут, что ускорит доставку товара.

Логистика на блокчейне также открывает возможность децентрализации рынка. Порог входа в эту отрасль связан с большими расходами, репутацией, авансовыми платежами и прочим. В блокчейн-системе более мелкие операторы смогут выполнять контракты на определенные поставки. Это обеспечивает большую гибкость всей отрасли судоходства.

Сертификация товаров

Блокчейн наиболее необходим в сертификации товаров. Возможно, рассматриваемая технология в сочетании с Интернетом вещей может обеспечить автоматизированную службу для сертификации доставки, защиты от несанкционированного доступа и подлинность отправления. В будущем смарт-контракты могут гарантировать своевременную доставку или автоматически вернуть деньги или отправить замену.

Проекты, посвященные логистике

  • Платформа ShipChain (токены TGE и SHIP) собирается записывать поставки на блокчейне Ethereum, используя сайдчейн для отслеживания отдельных зашифрованных географических точек через каждый смарт-контракт. Значение каждой криптографической маршрутной точки доступно только сторонами, участвующими в самой отправке. Это облегчает взаимодействие участников процесса. Информация о грузах, гео-маршрутных точках и др. записывается и публично проверяется. При доставке и подтверждении отправки контракт заполняется и хранится на основном блокчейне.
  • Проект Filament соединяет транспортные контейнеры и промышленные машины с технологией блокчейн через микросхему интернета вещей (IoT). Вещи должны выполнять инструкции самостоятельно, через программное обеспечение под названием Blocklet.Технология блокчейн в транспортной логистике
  • Стартап индустрии судоходства, 300cubits, намерен использовать технологию блокчейн: овербукинг перевозчиками и их неявки. Используя Ethereum проект будет «токенизировать» транзакции через токен TEU.
  • NYSHEX пытается повысить доверие в индустрии через систему смарт-контрактов между отправителями и перевозчиками грузов. Вводятся штрафные санкции при нарушении договоренностей.

О том, что ситуация в логистике остается проблематичной, свидетельствуют продолжающиеся усилия по ее урегулированию. Будь то блокчейн, смарт-контракты или сборы за сопровождение грузов, индустрия требует решения. Без него отправители и перевозчики продолжают терять деньги или, как минимум, упускают возможности стать эффективнее.