Чем отличается ICO от IPO?

330
Просмотры
ipo vs ipo

Первоначальное предложение монет (ICO) — это вид краудфандинга, сбора средств от большой группы людей, когда фиат или криптовалюта обменивается на созданную проектом монету или токен с целью дальнейшего развития проекта.

Чтобы понять суть ICO, можно сопоставить его с чем-то более знакомым. Как правило, это понятие сравнивается с IPO — первоначальным публичным предложением. IPO — это первая публичная продажа акций компании с целью собрать средства на расширение бизнеса и усиление проекта.

Давайте найдем разницу между ICO от мира криптовалют и IPO от мира традиционных акций.

1. Контроль регуляторов

Любая компания, которая собирается выйти на IPO, должна создать юридическую базу, Проспект ценных бумаг. Это обязательное требование регулятора. Проспект — это юридическое заявлении о намерении публично выставить свои акции, так что документ должен соответствовать стандартам прозрачности. Вся информация о компании и предстоящей продаже акций отражается в нем, чтобы потенциальные инвесторы могли принять грамотное решение.

ICO в некоторых странах пока не связаны никакими юридическими требованиями. Разработчик выкладывает «Белую книгу», в котором излагается суть проекта, технология, детали токенсейла, информация о проекте и т. д. Это больше похоже на инвестиционную презентацию, которую классический проект присылает инвесторам. Нет стандарта для документов при ICO: любой может составлять удобный для себя документ, например, обходить информацию о конкурентах или не раскрывать бизнес-модель.

Юридические основы только разрабатываются. Возможно, уже в этом году все изменится.

2. Отчетность

К компании перед IPO выдвигаются определенные требования, например, минимальный порог прибыли и чистая репутация. Бухгалтерия должна прозрачно вести счета фирмы, к процессу подключены банки и биржи. Сложившаяся система позволяет стать фильтром от мошенников, только надежные компании могут выпускать акции публично. Кроме того, большинство компаний получают предварительную поддержку от бизнес-ангелов, венчурных фондов и проч., то есть лиц, которые изучили жизнеспособность бизнеса до первого этапа финансирования.

Это не относится к ICO. Проект вообще может быть на стадии идеи, концепции на бумаге, минимальная рабочая версия, альфа и бета-стадии — редкость (хотя сейчас тенденция к токенизации прошлого бизнеса и сбор денег на работающий продукт). Это затрудняет оценку проекта: инвестор ориентируется на ожидания, а не на прошлую историю. Это делает инвестиции более рискованными. Степень уверенности может повысить:

  • профессионалы в команде с внушительным опытом,
  • реальные эдвайзеры, которые не торгуют лицом,
  • заключенные партнерства с крупными компаниями,
  • сборы на пресейле от крупных инвесторов.

3. Время предложения

Традиционный выход на IPO может быть длительным процессом из-за правовых требований. От получения разрешения через регулирующие органы до самого IPO может пройти полгода.

Процесс ICO намного короче. Продолжительность зависит от характера и сроков самого проекта. Вообще, началом для ICO может послужить написанная WP и созданный сайт. Конечно, запуск грамотного ICO тоже долгий процесс, но зависит от добросовестности команды. Время сборов зависит от достижения установленного хардкапа и софткапа.

4. Разные роли токенов

Акции, приобретенные посредством IPO, представляют собой долю участия в будущих доходах компании. Их можно разделить на разные классы: обыкновенные акции, привилегированные или гибрид. Они дают право получать дивиденды и голосовать на собрании акционеров.

Приобретенный на ICO токен не всегда дает право собственности на проект. Инвесторы могут по-разному извлечь прибыль из токенов. Но виды монет и токенов бывают разные. Как правило, курс криптовалюты напрямую коррелирует с полезностью проекта (или ее пиаром).

5. Возможность участия

Первая публичная продажа акций часто доступна только институциональным инвесторам (это инвестиционные банки, фонд взаимных инвестиций и т. д.). Иногда небольшая часть выделяется мелким инвесторам. Если вы независимый мелкий игрок, то урвать кусочек пирога будет сложно: это доступно только после их поступления на биржи.

Но буквально каждый может участвовать в ICO. Для этого нужна только минимальная сумма для участия в ETH, BTC, а иногда и в фиате. Такая возможность разрушает принятый характер традиционного сбора средств. Но такая демократизация не новинка. Такая возможность появилась еще через краудсейл-сервисы, которые позволяли проекту собирать деньги с толпы на реализацию своей идеи.

Отсутствие ограничений и хорошо, и плохо: вы можете разбогатеть, не будучи крупным игроком, но также можете все потерять, не будучи опытным инвестором, способным отличить скам, средний бизнес и «золотую идею».

Возможно, выбрать достойное ICO вам поможет этот список вопросов.

CryptoFox телеграм канал @crypto_fox
Подписывайтесь на наш канал