Слово «крипто» греческое по происхождению (от kryptós) и означает «скрытый» или «секретный».
Криптозоология — это изучение скрытных и редких животных, криптография — это изучение секретной передачи информации и т. д. В наше время использование «крипто» в качестве приставки обычно обозначает что-то секретное. Хотя сегодня мало кто объявит публично о своей приверженности идеалам фашизма, можно услышать о людях, которые зовутся «крипто-фашистами». Добавление крипто в качестве префикса в этом случае указывает на то, что кто-то 1) тайный фашист или 2) действуют так, чтобы тайно возродить и распространить фашизм.
Двойная роль приставки «крипто» помогает понять роль криптографии в более широкой парадигме борьбы либерального общества. Криптоанархисты идеологически являются анархистами, которые признают эффективность использования криптографических средств для достижения свободы. Они являются «крипто» в первом смысле этого слова: они являются анархистами, которые сознательно и намеренно хотят воссоздать общество на основе децентрализованного консенсуса и сильного шифрования.
Суть движения криптоанархистов
Эта философия, которая направлена на защиту частной жизни и личных свобод средствами криптографии. Шифрование может избавить людей от большого брата в интернете, государственного контроля. Итог работы — создание интернета доверия, который децентрализован, зашифрован и анонимен, а пользователи имеют цифровую подпись и репутацию.
Используя шифрованное программное обеспечение, связь между двумя сторонами (отправителем и получателем) трудно найти. Нельзя однозначно сказать, какие законы страны будут проигнорированы, так как даже местоположение определенного участника неизвестно. В некотором смысле, зашифрованные анонимные сети («cipherspace») можно рассматривать как независимую беззаконную территорию или как автономную зону. Тем не менее, участники могут теоретически добровольно создавать новые законы, используя интеллектуальные контракты, или, если пользователь общается под псевдонимом, зависеть от репутации в Интернете.
Самый известный начинатель идеологии криптоанархии — Тимоти Мэй, который написал Манифест криптоанархизма и Шифрономикон. То, что выпадает из-под контроля государства, остается в тени, развивается и может превзойти государственный аппарат в определенный момент.
Второй популярный автор — Питер Ладлоу и его книг «Криптоанархия, кибергосударства и пиратские утопии».
По какой-то причине большинство из нас считают, что анархисты — это самые настоящие фрики с длинными лохмами, швыряющие бутылки с коктейлем Молотова в окна добропорядочных банков. На самом деле анархия не имеет ничего общего с такими представлениями. Как становится ясно из интервью с Ноамом Хомским, <…>, анархия — это скорее утверждение, согласно которому присутствие иерархической власти в обществе должно быть обязательно оправдано (это часто можно сделать). Однако если институты власти такого обоснования не получают, их надлежит расформировать. Здесь не идет речь о полном отказе от власти или морали (совсем наоборот — автономность накладывает огромное нравственное бремя на каждого из нас).
Причина, по которой обсуждение анархии в контексте кибер-пространства вызывает интерес, проста: широкая доступность различных технологий (таких, как криптография с открытым ключом), похоже, делает определенные анархистские идеалы достижимыми, если не неизбежными. Другими словами, криптография и связанные с ней технологии, подобные анонимным ремейлерам и электронной наличности, могут ослабить концентрацию власти в знакомой нам форме (в форме национального государства, к примеру), таким образом предоставив возможность взять на себя гораздо больше личной ответственности.
Организация, которая продвигает идеи криптоанархии, Paralelni Polis, которая находится в Праге, по улице Dělnická. Как отмечается в их заявлении, Parelelni Polis стремится «предоставить инструменты для неограниченного распространения информации в Интернете и поощрять параллельную, децентрализованную экономику, криптовалюты и другие условия для развития свободного общества в XXI веке».
Мотивы
Одним из мотивов криптоанархистов является защита от наблюдения за коммуникациями в сети. Криптоанархисты пытаются защитить от таких вещей, как сбор данных, безотчетное наблюдение NSA, Room 641A и FRA. Криптоанархисты считают разработку и использование криптографии главной защитой от таких проблем, в отличие от политических действий.
Второй мотив — уклонение от цензуры, особенно интернет-цензуры, на основании свободы слова и самовыражения. Программы, используемые криптоанархистами, часто позволяют анонимно публиковать и читать информацию из Интернета или других компьютерных сетей. Tor, I2P, Freenet и многие подобные сети позволяют обращаться к анонимным «скрытым» веб-страницам, доступным только пользователям этих программ. Это помогает осведомителям и политической оппозиции в странах со строгим режимом распространять информацию.
Третья причина заключается в создании и участии в борьбе с экономикой. Крипто-валюты, такие как биткоин, и децентрализованные маркетплейсы позволяют торговать товарами и услугами, не обращаясь к закону и государственной экономике.
Закон
Криптоанархисты утверждают, что без возможности шифрования сообщения, личные данные и личная жизнь будут под угрозой. Запрет на криптографию равен упразднению тайны переписки. Они утверждают, что только полицейское государство криминализует криптографию. Несмотря на это, в некоторых странах уже запрещено использовать ее, а в других странах законы являются ограничительными. Граждане Соединенного Королевства, например, должны, по запросу, предоставлять пароли для дешифрования персональных систем властям.
Криптоанархия и обычные люди
С другой стороны, криптоанархия охватывает весь круг людей, которые используют криптографические инструменты, не понимая, что они приводят к анархии. Они воплощают второй смысл слова «крипто» — то есть, использование криптографических инструментов для своих собственных интересов, не ведая, такие люди продвигают анархистский мир. Они пропагандируют и нормализуют инструменты торговли, такие как Биткоин или OpenBazaar, без оглядки на общество, политику или экономику. Как правило, они не осознают происходящее в Федеральном резерве или попытку Департамента юстиции регулировать «интеллектуальную собственность». Они не заботятся об обсуждении свободы в Интернете, не поднимают активно темы, касающиеся цифровой собственности, конфиденциальности, политической свободы и независимости. В основном это непосвященные люди, которые благодаря сарафанному радио узнали от других о том, как использовать биткоин, TOR, TextSecure, GNU / Linux или другие инструменты из арсенала криптоанархиста.
Обе эти группы абсолютно необходимы для успеха криптоанархии как движения. Специалистов в области криптографии, системной безопасности, цифровых денег и одноранговых сетей так мало. Несмотря на малочисленность сообщества, они обеспечивают столь необходимую идеологическую основу, чтобы вдохновлять людей посвящать свое время созданию этих продуктов, часто добровольно.
Ученые, ИТ-специалисты и разработчики всех типов творят под влиянием стимула. Чаще всего это работа на компанию, корпорацию. Умные и перспективные программисты выкупаются компаниями, чтобы решать конкретные проекты. У этих гигантов нет стимулов, побуждать людей создавать инновационные децентрализованные сети. Напротив, такие компании — сдерживающий фактор, децентрализация — это анафема для Microsoft и Apple. Следовательно, большинство «профессионалов» работают над трудными задачами для корпораций, но несмотря на свой ум, они не гении, которые нарушают парадигму.
Идеологически совершенные криптоанархисты — это те, кто они вдохновляют и поощряют других внедрять шифрование и вступать в бой с системой. С одной стороны, нужны настоящие продукты, строки кода, с другой — патетика, призыв к другим. Обращение к разработчикам, которые проводят 40 часов в неделю в рабочем кресле ради нового взрывного интерфейса, у которого по-новому передвинули две кнопки. Когда они приближаются к мечтам о независимости, многие посвящают свое свободное время созданию анархических инструментов. Например, биткоин. Это новаторство, которое превосходит нынешнюю экономику, информатику и право. Он открывает новую парадигму коммуникации. Криптовалюты делают с деньгами то, что BitTorrent сделал с информацией. Деньги и деловые связи больше не область банкиров и юристов.
У разработчиков теперь есть заинтересованность в работе над децентрализованными проектами. Они увидели последствия компьютеризации задолго до того, как экономисты увидели экономические последствия. Криптоанархистское движение чрезвычайно важно: оно он заставляет мужчин и женщин, которые в повседневной жизни направляются в централизованные учреждения, обрести желание освободить мир от гигантов ПО и телекоммуникационных компаний.
Когда биткоин популяризируется, и обычные люди понимают, что могут использовать ее вместо правительственных денег, они высказывают поддержку этим удивительным вещам: возможностью владеть и контролировать деньги, не связывая их с юридической идентичностью, отправлять их по соседству или по всему миру за пять копеек и иметь постоянный доступ к своей учетной записи.
Пока люди используют Bitcoin или TOR (чтобы избежать интернет-шпионажа) или Linux (чтобы избежать вредоносного ПО), они помогают криптоанархии.
Возможно, государствам придется изменить модель налогообложения и начать судебные процессы против тех, кто подрывает аппарат.
Сайт liberty.me говорит об изменениях в обычной жизни, которые ведут к криптоанархии и выгодны обычным людям:
- Децентрализованные рынки будут, несмотря на попытки правительства их закрыть;
- Появится конкуренция систем страхования: децентрализованной и государственной;
- Свободный рынок будет выгоднее по стоимости, так как могут снижать цену без контроля государства и отчислений в госаппарат.