Не секрет, что двигатель интереса — реклама. Но в мире ICO мы имеем дело не просто с покупкой низкокачественного товара, а реальным риском потерять свои деньги.
Поэтому оценка ICO важна, и так ценятся честные обзорщики, которые проверяют подноготную проекта и анализируют код. Рынок устал от пустышек. А количество провалившихся проектов достигло нездорового числа.
Состояние рынка
В первый квартал 2018 года сборы на ICO были рекордными. Но дальше ажиотаж спадал. По итогам второго квартала агентство ICORating дает следующую статистику:
- $8,359 млрд получили 827 блокчейн-проектов, включая сборы EOS.
- При этом >50% не преодолели планку и в $100000, а 55% провалились.
- Из всех проектов этого временного промежутка только 7% добавили свои токены на биржи (причем о качестве самой биржи не говорится).
- Большинство проектов, которые вышли на токенсейл, предлагают только идею, лишь 20,54% представляют MVP, 18% выходят с альфой или бетой, и минимальные 2% предлагают продукт, который работает. У 1,5% ICO написан код.
Как привлечь клиентов
Если изначально блокчейн-проекты поддерживались энтузиастами, то дальше рынком стали интересоваться «люди не в теме». Чем больше возврат инвестиций показывали ICO, тем сильнее разрастался круг желающих вложиться. Тем не менее, ажиотаж спал: на падающем рынке трудно показывать рост.
При этом маркетинговые агентства получают большую роль в процессе.
Без рекламы, без сарафанного радио люди не узнают о предложении, но на текущем рынке ситуация такая, что проект создает вокруг себя видимость успешного ICO.
Как это работает?
Во-первых, такие агентства даже не надо искать. Если ваша почта когда-либо засветилась в чем-то, связанном с криптовалютами, будет спам.
На наши корпоративные почты ежедневно приходят предложения о продвижении ICO (которого у нас, к слову, нет, и с чего бы ему появиться). Это типичная рассылка по базе, даже без анализа предложенных адресов.
Спам
Также фирмы выкупают персональные данные. То есть некоторые ICO, используя KYC, затем сливают введенную информацию.
Например, цитата из конкретного коммерческого предложения:
У нас в общей сложности около 1 мм+ контактов за последние 180 дней, включая такую информацию: контакт, электронная почта, мобильный телефон, сумма внесенных денег, адрес кошелька и демографические данные. Каждый контакт может включать или не включать данные каждого типа. Нам нужно скомпилировать их в соответствии с запросом, чтобы подсчитывать совокупность стоимость данных.
Цены на контакты:
- 500 долларов за 2500 контактов,
- 1000 долларов за 10 000 контактов,
- 7500 долларов за 100 000 контактов,
- $12500 за 250 000 контактов,
- $20000 за 500000 контактов,
- 30000 долларов за 1 000 000 контактов.
Также сдают в аренду аудиторию для кампании в Фейсбуке, делают рассылку самостоятельно на email (от $2000 в месяц за 10000).
Но это не какой-то обман, просто неприятный спам. Но еще немного по этому пункту.
Новая услуга — отправка сообщений в Телеграме участникам тематической группы:
- $2,000 — 10000 аккаунтов + $100 настройка,
- и так до $80000 за 1 миллион аудитории + $2000 настройка.
База почтовых адресов может использоваться для введение в заблуждение, если организаторы выдают купленные почты за тех, кто сам ввел свой email в форму рассылки на сайте проекта.
ICO Advertising Agency
То, что предлагают такие агентства, более опасно, потому что вводит в заблуждение обычных пользователей.
Опять же, менее безобидные методы связаны с продажей базы (это можно собрать самостоятельно, как правило, данные открыты):
- контакты лидеров мнений, обзорщиков, сайтов, которые размещают разборы проектов — 3 ETH,
- потенциальных инвесторов (инвестиционных фондов, инвесторов, просто адреса людей, зарегистрированных на форумах по криптовалютам).
Затем предлагаются обычные накрутки, но для ICO цены возрастают. Эти же операции используют многие обычные компании и блогеры, правда, за меньшие деньги:
- увеличить количество участников в телеграме в чате (создать видимость обсуждения) или канале (просто количество, увеличение просмотров на последних постах) — до 4 ETH,
- лайки, ретвиты, подписчики в Twitter (0,5 ETH за 5 тысяч),
- накрутки в YouTube, например, 5000 подписчиков из США за 2 ETH, накрутка 100000 просмотров за 3,5 ETH и прочее.
Около 100 комментариев и 2000 просмотров в день темы на BitcoinTalk может обойтись в 1-2 эфира.
Не говоря о подставных видео-обзорах и покупке места на сайтах с рейтингами ICO.
Также на сайтах с обзорами, где не продается мнение, есть такие условия за 0,5 BTC: приоритетные обновления, ICO в топе выдачи на сайте, отсеянные конкуренты и т. д.
Мы имеем ситуацию, что многие сайты с рейтингами предвзяты. Например, организаторов проекта Centra арестовали, но они получили рейтинг 4/5 на ICO Bench, уже находясь под преследованием SEC.
Дальше частично переведем статью в блоге проекта Alethena, как получить место в топе.
Можно ли верить рейтингам ICO
Один из основателей Alethena Маркус Хартманн подробно рассказал о том, как с его компанией связывались через Telegram люди, продающие положительные отзывы по проектам на ICOBench.
Новички и неопытные инвесторы особенно доверяют рейтинговым платформам ICO когда ищут проекты для инвестиций. Однако многие рейтинговые платформы давно заслужили сомнительную репутацию среди экспертов отрасли. Существует стойкое подозрение, что предоставленные экспертами рейтинги никоим образом не являются независимыми, а просто покупаются ICO. Однако действительно ли так просто покупать места и, таким образом, обманывать инвесторов?
«Рейтинги ICO от ведущих инвесторов и экспертов» — это то, как ICObench, одна из самых известных рейтинговых платформ, позиционирует себя. Но насколько надежны и независимы рейтинги на таких платформах? Более тщательная проверка веб-сайта ICObench и аналогичных продавцов рейтингов показала, что топы ICO отнюдь не беспристрастны. На самом деле на него влияют размеры кошельков соответствующих блокчейн-проектов.
ICObench предлагает так называемые услуги премиум-класса.

Таким образом, видимость ICO не зависит от качества экспертных оценок, а только от того, сколько денег было заплачено за размещение премиум-класса. Однако эти платные места не помечены как реклама. Это приводит к искаженному представлению о реальности у неопытного пользователя, ищущего достоверную информацию, на основе которой могут приниматься инвестиционные решения.
Очевидно, что большинство рейтинговых платформ — это не что иное, как маркетинговые инструменты, демонстрирующие привлекательность для самых дорогих участников под видом якобы легитимных и экспертных оценок. Это само по себе является примером сомнительных деловых практик, которые способствуют непрозрачности на рынке ICO и обманывают инвесторов.
Однако все становится намного хуже. Этот эксперимент является доказательством того, насколько легко покупаются экспертные оценки
В криптосообществе уже давно существует секрет Полишинеля, что так называемые экспертные оценки часто можно купить.
Вскоре после того, как мы зарегистрировались в ICObench, какой-то Вагиз написал нам через Telegram и предложил получить положительные оценки за деньги.
Экспертный рейтинг будет стоить 500 долларов. После переговоров продавцы согласились на 800 долларов за два рейтинга. Также решили, сколько звезд получит ICO. И после этой сделки Вагиз постарался продать еще оценок экспертов.
И да, проект действительно получил свои положительные отзывы.
В следующий раз аккаунт Alethena купил не просто рейтинг, а даже договорился о размещении преднаписанного текста:
Можно ли доверять рейтингам ICO? И да, и нет. Нельзя сказать, что все обзорщики обманывают аудиторию. Существуют рейтинговые платформы для ICO, в которых работают бывшие аналитики Wall Street и они проводят углубленное исследование токенсейлов, прежде чем поделиться своим мнением. Эти рейтинги определенно заслуживают внимания как часть общего исследования инвестора в проекте.
Но также есть платформы, которыми управляют «интернет-предприниматели» и маркетологи. Их рейтинги ICO де-факто бесполезны, поскольку на этих платформах не пишут опытные аналитики.
Конечно, проблемы с рейтингами не новы. Например, в отчете о расследовании финансовых кризисов за 2011 год было указано, что во время мирового финансового кризиса три ведущих рейтинговых агентства мира (Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch) были «важными винтиками в колесе финансового уничтожения» и их оценки — «ключевые факторы финансового кризиса». И это было в секторе, который по сравнению с нынешним пространством ICO был отрегулирован.
Вывод
Правды нет. Ее нужно искать самостоятельно. И теперь без должного опыта старые инструкции, типа «прочитать whitepaper» и «посмотреть активность в соцсетях» не сработают. Все можно купить, накрутить или заставить любителей баунти-кампаний показывать ложную активность.
Возможно, действенным методом остается вкладывать в те проекты (если желание вкладывать до сих пор не пропало), которые инвестируют крупные компании. Но эту информацию на страницах ICO также нужно проверять: часто под «партнерствами» или «инвестициями» проект понимает что-то другое.
Остается в который раз повторить, что всякое вложение — это огромный риск, к которому нужно быть готовым.